Анализ проблем формирования новой системы социальной защиты работников

Версия для печати

В современной экономике возрастает роль сохранения и развития человеческого капитала и усиливается внимание к формам социальной защиты работников. Для этого требуется, чтобы финансовых механизмы социальных институтов в области безопасности и гигиены труда, пенсионного страхования, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний более полно удовлетворяли социальные потребности работающих в качественных условиях достойного и безопасного труда.

Социально-экономическое состояние России по итогам 2015 года характеризуется следующими показателями: объем ВВП снизился на 3,7%; объем промышленного производства сократился на 3,4%; в среднем за 2015 год по сравнению с предыдущим годом реальный размер назначенных пенсий сократился на 3,8%; трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду России на выплату страховых пенсий в 2015 году составил 1,84 трлн. рублей. Такая ситуация влечет необходимость реализации мер, направленных на скорейшие структурные изменения в российской экономике, достижение сбалансированности рынка труда, снижение инфляции и достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе.

В этой связи Правительством Российской Федерации на среднесрочную перспективу в сфере социальной политики определены следующие ключевые направления деятельности: компенсация дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми); снижение напряжённости на рынке труда и поддержка эффективной занятости; оптимизация бюджетных расходов за счёт выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств.

В условиях рыночной экономики и рыночных трудовых отношений, требуется учет новых условий найма рабочей силы и применения в организации социальной защиты работников принципов страхования, определения для этого изменившейся роли и функций работодателей, работников и государства, формирования нового порядка их экономической ответственности за последствия профессиональных рисков, основанного на принципиально иной модели и применения страховых механизмов.

Охрана здоровья и сохранение трудоспособности работающих на производствах с высокими уровнями профессиональных рисков занимают в этом ряду особо значимые места, что определяется социальными (качество трудовой жизни) и экономическими (производительность труда) соображениями.

Одной из задач Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года является снижение смертности трудоспособного населения от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний до уровня развитых европейских стран. Решение этой задачи предусматривает переход к системе управления профессиональными рисками и повышение экономической мотивации работодателей для улучшения условий труда [1].

Проведенный анализ показал, что в течение последних лет удельный вес численности занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, в целом по Российской Федерации увеличивался. Так по данным Росстата в 2014 году удельный вес численности занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, составил 46,7% (в 2013 г. – 41,1%) [5].

Сегодня в России право на социальную защиту определяется на основе таких нормативных документов, как списки и перечни производств, работ, профессий и должностей, согласно которым, при наличии соответствующего стажа работы в производствах и работах, для которых присущи вредные и опасные условия труда, а также соответствующего возраста, назначается досрочная пенсия.

В настоящее время в стране действует более 20 различных списков и перечней производств, включающих в свое правовое поле примерно 14% всех занятых в различных отраслях экономики. В 2015 году фактически треть (около 11,4 млн. человек) от общей численности получающих пенсию, составляли работники, которым была назначена пенсия досрочно в связи с особыми и специальными условиями труда.

В Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, разработанной и утвержденной Правительством Российской Федерации, отмечается, что одним из важных направлений модернизации пенсионной системы Российской Федерации является формирование системы досрочных пенсий на принципах обязательного и добровольного пенсионного страхования и страхования от несчастных случаев на производстве [2]. Это связано с необходимостью учета новых реалий в системе социально-трудовых и социально-обеспечительных отношений, повышения уровня социальной защиты работников с помощью совершенствования системы социальной защиты работников и института обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Теоретические и методологические проблемы организации и функционирования системы страхования и социальной защиты работников от профессиональных рисков, организованной на основе социально-обеспечительных механизмов, свидетельствуют об актуальности её трансформации с помощью использования нового инструментария страхования.

Для понимания сущности инструментария страхования ученые считают важным предварительно рассматривать категории «социальное страхование» и «социальная защита», а в последствии и другие смежные по природе научные категории.

Социальное страхование является одним из институтов социальной защиты. Его объектом являются экономические, социальные и правовые условия жизнедеятельности наемных работников и членов их семей как способы, определяющие возможность участия человека в общественном производстве и в организованных формах социальной защиты в случаях массовых и объективных причин выбытия из процесса общественного производства.

Предмет социального страхования включает комплекс экономических, социальных и страховых отношений по поводу социальной защиты работников и членов их семей в случае наступления для них массовых социальных рисков утраты трудоспособности и/или места работы.

По мнению Н.А.Волгина [7], важнейшими группами отношений, возникающими в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средствами и предметами труда, являются:

-система социальной защиты населения;

— система социального партнерства;

— система социального страхования;

— пенсионная система;

— охрана труда и т.д.

Следует отметить, что возникновение термина «социальная защита» первоначально было обусловлено практической деятельностью государств Северной Америки и европейских государств по решению проблемы бедности и социальных гарантий. Так, применение его в американском Законе о социальной защите в 1935 г. стимулировало разработку программ обеспечения не только трудоспособных, но и нетрудоспособных и престарелых в США. По свидетельству специалистов, в дальнейшем данный термин стал широко применяться в практике других государств и межгосударственных организаций (ООН, МОТ, ВОЗ и др.) и стал использоваться практически во всех международных документах по вопросам социальной политики [3].

В 1990-е годы произошло активное применение категории «социальная защита населения» в отечественной экономической науке и практике. Одно из первых определений термина «социальная защита» в постсоветский период дал Л.П. Якушев, который рассматривает институт социальной защиты с позиции целевого предназначения, то есть призванный решать «..социальную защиту тех категорий граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы, либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи» [11].

Впоследствии в отечественной научной и учебной литературе акцент в определении дефиниции «социальная защита» все более смещается в институциональную плоскость, раскрытие ее содержания зачастую достигается с помощью такого вида как обязательное социальное страхование, реализации с его помощью целей социально-экономической политики государства. В работах В.Д.Роика [6], С.Ю.Яновой [12] и других социальное страхование трактуется как основная форма «социальной защиты» и одна из важнейших форм реализации социально-экономической политики государства и системы «социальных гарантий».

Более широкое, политэкономическое толкование термина «социальная защита» приводит П.В. Савченко П.В. и соавторы, которые под данной категорией понимают: «систему общественных отношений по обеспечению социально-экономических прав и гарантий каждому гражданину», считая её, одновременно, «важнейшей социально-экономической функцией государства».

Такой подход к категории социальная защита соответствует позиции Международной организации труда (МОТ), включающей в ее предметное поле институты социального страхования, а также иные организационно-правовые формы (государственное обеспечение, провидентные фонды, частные формы пенсионного и медицинского страхования). В современном мире, по мнению экспертов МОТ, «должны решаться «две основные проблемы – это гарантирование дохода и социальная защита населения, поскольку хорошо развитая система социальной защиты является необходимым компонентом должным образом организованной рыночной экономики» [8].

Следует отметить значительный вклад в определение и уточнение категории «социальная защита», внесенный в отечественную науку Г.В.Черкасской, которая провела углубленный анализ данной дефиниции с теоретических и методологических позиций. В своей работе, посвященной данному социальному институту, Г.В.Черкасская уточняет категорию «социальная защита», достаточно полно раскрывает её междисциплинарный и социально-экономический характер, предмет, объект, основную функцию.

Политэкономический подход, использованный автором для понимания сущности данной категории включает как трактовку предыдущих авторов, так и ее собственное понимание «социальной защиты» как: «…совокупности отношений, складывающихся в обществе по поводу производства, распределения и перераспределения общественного продукта в целях обеспечения адекватной социальной адаптации и интеграции индивидов, неспособных самостоятельно справиться с воздействием профессиональных социальных рисков [10].

Отметим, что становление и развитие социального государства, зафиксированное в статье 7 Конституции Российской Федерации, во многом связано с формированием национальной системы социальной защиты в стране, органическим и важнейшим компонентом которой являются институты и инструменты страхования: пенсионного, медицинского, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также в связи с безработицей.

Современный процесс развития инструментария, в том числе форм, методов и механизмов социальной защиты ставит новые задачи в области совершенствования страховых отношений, которые являются платформой для формирования национальных систем социальной защиты и пенсионного страхования.

Проведенный анализ показывает, что определяющее влияние на весь комплекс страховых отношений в области социальных защиты работников, включая изменение характера труда, продолжительности рабочего времени, возраст и другое оказала промышленная революция, развернувшаяся в экономически развитых странах с начала ХIХ в. Ее итогом стало увеличение энерго- и фондоворуженности труда. Использование дорогостоящих машин и оборудования могло быть рентабельным только при условии их постоянной работы в две, а то и в три смены и потребовало осуществить переход от временного к постоянному найму работников, что явилось важной вехой в развитии экономических отношений работника и работодателя.

Это имело важные последствия для становления современных форм социальной защиты наемных работников, трудовая деятельность которых теперь требовала от работодателя закрепления работников за определенными рабочими местами, по сути дела, на протяжении всей их трудовой жизни. Расширение рамок трудового договора привело к необходимости  материального обеспечения работников (и их семей) в пределах не только трудовой деятельности, но и в случаях утраты трудоспособности [9].

При этом частные формы взаимоотношений работодатель-работник приобрели характер публичных взаимоотношений по схеме: работодатель – страховая организация – работник. Страховые отношения стали регулироваться законодательно, поскольку представляли область высокой социальной значимости. С этой целью стали устанавливаться государственные гарантии по важнейшим компонентам стоимостных характеристик воспроизводства работника и обеспечение условий его жизнеобеспечения, рамки которого расширились с текущих выплат заработной платы и оплаты дней нетрудоспособности в связи с болезнью, до длительных временных периодов, включающих пенсии по инвалидности, утраты кормильца и старости.

Отметим, что важнейшими свойствами экономических и страховых отношений работодателей и работников являются их возможности по социальной защите работников от профессиональных рисков.

В настоящее время состояние экономических и социальных отношений в системе социальной защиты отражают такие статистические данные, как  удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условий труда, включая факторы производственной среды и трудового процесса, то есть подвергающихся воздействию профессионального риска в процессе трудовой деятельности, уровни производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также удельный вес работников, имеющих право на компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Отношения по поводу наличия и проявления профессиональных рисков регулируются с помощью механизмов социального страхования. Анализ экономической и социальной составляющих страховых отношений помогает более полно оценивать последствия профессиональных рисков, принимать меры по их предупреждению, минимизации и компенсации последствий.

Экономические, социальные и пенсионные страховые отношения отражают способы и механизмы социальной защиты работников от воздействия профессиональных рисков и компенсационные механизмы купирования их последствий:

—  экономические отношения – означают вступление человека в ходе профессиональной деятельности в экономические отношения с другими субъектами, организующими и осуществляющими эту деятельность — работодателями, государством и другими работниками, которые могут рассматриваться как факторы трудовой сферы, солидарные между собой по целям профессиональной деятельности, несущей с неизбежностью социальные риски утраты трудоспособности и требующей организации социальной защиты работников;

социальные отношения – связаны с необходимостью учета как биологических свойств человека, подверженного рискам заболеваний, утраты трудоспособности и наступления старости, так и социальных взаимоотношений человека в сообществе себе подобных, что вызывает необходимость публичного регулирования жизнедеятельности людей в случаях наступления для них социальных рисков с помощью законодательной деятельности государства;

страховые отношения – выступают законодательно регулируемыми взаимоотношениями субъектов экономических отношений по поводу создания специализированных страховых фондов, установления размеров страховых возмещений работникам при наступлении для них социальных рисков.

Что касается механизмов социальной защиты работников, то они определены в законодательстве об охране труда, об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и в законодательстве о пенсионном страховании.

Сущностью социально-страховых отношений в действующей системе социальной защиты по поводу профессиональных рисков является то, что работодатели выступают стороной, несущей всю полноту ответственности за организацию профессиональной деятельности и социальную защиту работников, включая затраты на компенсационные выплаты, важнейшими из которых являются выплаты досрочных пенсий.

Такой характер ответственности работодателей связан с наличием рисков для здоровья и трудоспособности работников, поскольку их трудовая деятельность во многих случаях сопряжена с объективным характером наличия неустранимых профессиональных рисков, сопровождающихся наступлением временной или постоянной нетрудоспособности у работников.

Поэтому в действующей системе социальной защиты экономическое выражение социально-страховых отношений по поводу профессиональных рисков представляет собой, по сути дела, стоимостные характеристики воспроизводственных процессов рабочей силы, оплачиваемые работодателями, которые поддаются учету и оценке.

Поскольку природа профессиональных рисков имеет объективную природу, то и компенсационные механизмы в системе социальной защиты должны быть организованы на постоянной основе в форме устойчивых инструментов и институтов, предназначенных для профилактики и минимизации профессиональных рисков, компенсации утрачиваемой заработной платы, а также оплаты стоимости медицинской помощи и реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности работников.

Анализ показывает, что в действующей системе социальной защиты работников существуют важные проблемы, связанные с интересами работодателей и работников по поводу организации жизнедеятельности работников как социальных, экономических и биологических субъектов, подверженных в ходе трудовой деятельности на производствах с вредными и опасными условиями труда воздействию профессиональных рисков.

С целью решения этих проблем и придания экономическим отношениям цивилизованного и устойчивого характера государство законодательно устанавливает социальные стандарты социальной защиты работников и их социального обеспечения (пенсионного, медицинского страхования, страхования временной утраты трудоспособности и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Экономическое выражение затрат работодателей на охрану профессиональной деятельности работников, а также на все виды социального страхования и будет выступать стоимостной формой социально-экономических отношений в области безопасности труда, важным моментом которых является социальная защита работников от воздействий и последствий профессиональных рисков.

Важной проблемой действующей системы социальной защиты является то, что ответственность за защиту здоровья работников на предприятии несет работодатель. С помощью ответственных должностных лиц и специалистов он призван принимать меры по обеспечению эксплуатации только безопасного оборудования, организовывать обучение персонала безопасным приемам труда и проведение регулярного мониторинга производственной среды, включая оценку факторов профессионального риска.

По нашему мнению, действующая система социальной защиты работников характеризуется рядом институциональных проблем и недостатков. Важнейшими из них являются такие как: страховые выплаты предоставляются на основе экспертно составленных списков производств, видов работ, профессий без учета фактических условий труда на конкретных рабочих местах, состояния здоровья и трудоспособности работников.

Предоставление страховых выплат решает только проблему частичной компенсации утраты трудоспособности и не выполняет главной функции – оценки и предупреждения досрочной утраты трудоспособности. Действующая система социальной защиты не располагает современными методами оценки и минимизации профессиональных рисков, её возможности ограничены административным ресурсом запретительного характера, она не позволяет применять современные методы оценки реального повреждающего эффекта профессиональных рисков.

По этой причине отсутствует необходимая статистика рисков повреждения здоровья и утраты трудоспособности работников в производствах с вредными и опасными условиями труда. Также отметим еще одну проблему: в действующей системе социальной защиты предоставление права на страховые выплаты основывается на нормативных документах ограничительного, исчерпывающего характера, что не позволяет гибко реагировать на появление новых профессий с высокими уровнями профессионального риска и модернизационные изменения техники и технологии, вследствие которых профессиональный риск становится иным.

По данным Росстата и экспертов МОТ, в 2015 году в промышленности страны практически треть рабочих трудятся в условиях, не отвечающих санитарным требованиям, большая часть профессиональных заболеваний не выявляется, а за трудовую деятельность в условиях повышенного профессионального риска работодатели выплачивают незначительные по стоимости компенсации работникам, не занимаясь при этом их кардинальным улучшением.

Поэтому, проблемы действующей системы социальной защиты работников, по нашему мнению, можно решить только используя следующие направления формирования новой системы социальной защиты:

— экономическое направление, позволяющее проводить оценку затрат на функционирование системы социальной защиты работников, включая затраты на компенсацию утраты заработков работающими, при выходе на пенсию, проведение профилактических и реабилитационных мероприятий;

— правовое направление, определяющее формы правоотношений между субъектами системы социальной защиты: работодателями, работниками, страховщиками и государственными органами;

— социально-защитные способы предупреждения повреждения здоровья с помощью метода «защиты временем», позволяющие для групп с высоким профессиональным риском регламентировать периоды времени «безопасного труда»;

— страховые компенсационно-реабилитационные методы, позволяющие обеспечивать компенсацию утраты трудоспособности на основе замещения утраченного заработка, а также проведения восстановительных реабилитационных мероприятий по восстановлению здоровья и утраты трудоспособности на основе медицинской, профессиональной и социальной реабилитации;

— медицинские аспекты, включающие информацию о видах и степени повреждения здоровья, способах ранней диагностики профессиональных заболеваний и методы медицинской реабилитации и др.

 

Библиографический список

  1. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собр.законодательства Рос.Федерации. — 15.10.2007. — № 42. — Ст. 5009.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // Собр.законодательства Рос.Федерации. — 31.12.2012. — № 53 (ч. 2). — Ст. 8029.
  3. Антропов В.В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – С. 9.
  4. Бандурин В.В., Пудов А.Н. О государственной социальной защите населения в экономически развитых странах // Государственный аудит. Право. Экономика. – 2016. — №1. С.59-69.
  5. Доклад о реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2014 году http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/24
  6. Роик В.Д. Основы социального страхования: организация, экономика и право: учебник. — М.: Изд-во РАГС. 2007. С. 63.
  7. Социально-трудовая сфера. В кн.: Социальная политика. Энциклопедия / Под ред. Н.А.Волгина и Т.С.Сулимовой. _М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2006. — С. 334.
  8. Труд в мире 2000: Обеспечение дохода и социальная защита в меняющемся мире // Международное бюро труда, 2001. – С. 3,4,9.
  9. Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. – М.: Изд-во «Юрист», 2002. — С. 6.
  10. Черкасская Г.В. Теоретические основы организации и управления системой социальной защиты (экономика и управление, экономическая теория)    [электронный ресурс]: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05; 08.00.01– СПб, 2009, С.47.
  11. Якушев Л.П. Экономические основы формирования многоукладной системы социальной защиты в России.: дис. … доктора экон. наук. – М.:   – с. 19.
  12. Янова С.Ю. Социальное страхование: организация и финансовый механизм. — СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2000. С. 73.

 

Авторы статьи: Агапцов С.А., Пудов А.Н.