К вопросу об эффективности импортозамещения программного обеспечения

Версия для печати

Термин «импортозамещение» используют для обозначения процесса замены импортных товаров отечественными в первую очередь для защиты собственного товаропроизводителя, передела рынка, создания своей отрасли, устранения зависимости от внешних производителей. При этом четко формулируют критерии запланированного завершения процесса. Рассматривая названную проблему, следует отметить, что во исполнение антикризисного плана (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р) [1] Минпромторг, Минкомсвязь, Минтранс и Минэнерго России разработали 19 отраслевых программ импортозамещения. В рамках подготовленных программ, в частности, были запланированы мероприятия в фармацевтической промышленности (приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. №656); тяжелом машиностроении (приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. №654); программном обеспечение (приказ Минкомсвязи России от 1 апреля 2015 г. №96); авиастроении (приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. №663); судостроении (приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. №661).

Большую долю российского рынка системного программного обеспечения (далее – ПО) сегодня занимают зарубежные продукты.

Конкуренция и субъективные факторы оставляют отечественным операционным системам весьма ограниченное пространство в так называемой «государственной нише», в которой расположены предприятия государственного сектора и ведомства, предъявляющие особые требования к безопасности. Именно поэтому доминирование западных производителей на российском рынке наряду с проблемами безопасности усиливает риск искажения информации при использовании иностранного ПО, и в первую очередь — в государственном секторе.

Для того, чтобы снизить зависимость от иностранного ПО, предполагается сделать рынок государственного заказа более доступным для отечественных компаний. Предложенные правительству проекты подразумевают максимальное ограничение возможности закупать иностранное ПО за исключением случаев отсутствия отечественных аналогов, или, если имеющееся ПО не соответствуют требованиям заказчиков. В этом случае заказчики должны будут обосновать свой выбор в пользу иностранного софта, чтобы российские разработчики были информированы о потребностях рынка. В качестве нормативного акта в названной сфере деятельности разработан проект постановления Правительства РФ «Об установлении ограничения допуска программных средств и информационных продуктов вычислительной техники, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и дополнительного требования к участникам закупок услуг, связанных с использованием программных средств и информационных продуктов вычислительной техники» [2].

Одновременно предполагается признавать ПО отечественным, если оно внесено Минкомсвязью России в соответствующий реестр. Кроме того, ПО будет считаться отечественным, если исключительное право на него «на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию, российской организации, подконтрольной россиянам, или непосредственно гражданам России» [3]. При этом ПО должно быть доступно в свободной продаже, а общая сумма выплат иностранным компаниям по лицензионным договорам, связанным с его разработкой, не должна превышать 30% от выручки правообладателя за календарный год.

С экономической точки зрения разработка собственных программных продуктов широкого применения (операционные системы, СУБД) чревата высокими рисками. Защита отечественных производителей обычно сводится к «точечной» поддержке небольшого числа компаний, которые уже успешно конкурируют на внутреннем и внешнем рынках. Кроме того, область разработки ПО в силу необъяснимых обстоятельств не считается в России  социально значимой и достаточно престижной. Поэтому важнейшей целью импортозамещения является устранение технологической зависимости страны, так как ситуация здесь сложилась катастрофическая.

Процесс устранения технологической зависимости должен начинаться со сбора данных, анализа степени зависимости по отраслям и технологиям, оценки возможности отказа от каждой зависимости. В противном случае импортозамещение превратится в бесконечный процесс с неясными целями, критериями, сроками и стоимостью.

Полное избавление от технологической зависимости подразумевает отказ как от использования импортных средств, так и от привлечения зарубежных специалистов. Все это касается и продуктов категории свободного программного обеспечения (далее – СПО). Действительно, можно сколько угодно устранять различные зависимости в СПО, но все усилия обесценятся, как только в созданную версию продукта вольется очередная порция исходных кодов сообщества. Подобное действие равнозначно использованию импортных средств с привлечением зарубежных разработчиков.

В России в настоящее время очень мало специалистов, способных предложить стратегию развития продукта на несколько лет вперед, сформулировать концепцию его развития, определить основные требования и, что не менее важно, составить план продвижения и организации продаж продукта на конкретном рынке.

Не исключено, что корни проблемы кроются в системе образования, которая готовит либо технических специалистов, либо абстрактных менеджеров и экономистов, не затрагивая подготовку на стыке этих двух областей. Практика свидетельствует, что привлечение зарубежных специалистов такой направленности не решает проблемы даже в том случае, если технологическая зависимость будет устранена, так как возникнет не менее опасная зависимость от иностранных кадров.

Необходима государственная программа подготовки специалистов, ориентированных на разработку ПО, приоритет которой — организация процесса устранения технологической зависимости. Применяемые сегодня в вузах западные программы подготовки кадров не подходят для решения подобной задачи, поскольку они во главу угла ставят только получение экономической выгоды. К тому же следует учитывать всю сложность, масштабность и научную эксклюзивность разработки и организации комплекса работ по устранению технологической зависимости. Подобного опыта  мировой практике нет.

Полное решение этой проблемы потребует много времени. По всей видимости, решать ее будут нынешние студенты. Поэтому уже сейчас серьезное внимание должно уделяться как организационной составляющей процесса разработки ПО (менеджмент, маркетинг, продвижение на рынке и т. д.), так и вопросам выработки концептуального мышления, позволяющего сформулировать стратегию развития продукта и основные требования к нему.

Проблема импортозамещения является прямым следствием утраты технологической конкурентоспособности экономики России на мировом рынке.

Сегодня финансовый сектор экономики является доминирующим по отношению к реальному сектору экономики, в том числе к ИТ-отрасли. Развитие реального, по сути сегодня ведомого сектора, является для государства вторичной проблемой. Методы и условия решения этой проблемы определяются, а в ряде случаев и диктуются, финансовым сектором экономики России, который встроен в мировую финансовую систему и полностью зависит от неё. Любые коньюнктурные изменения в мировой финансовой системе оказывают в большей или меньшей степени влияние на ведущий финансовый сектор России. В свою очередь, это приводит к существенным изменениям условий функционирования ведомого реального сектора экономики, включая и ИТ-отрасль. В том числе, и к изменению политических, экономических и финансовых условий для этого сектора.

Как следствие, основным критерием эффективности предприятий всего реального сектора экономики, включая и ИТ-отрасль, оказывается не технологическая конкурентоспособность, а финансовая, когда реализуется главенство принципа «максимальная прибыль за минимальное время».

О главенствовании в государственном планировании финансовых, а не технологических показателей, свидетельствует «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года» [4] (утверждена Распоряжением Правительства РФ №2036-Р от 01.11.2013 г.). В ней, в частности, констатируется, что «долгосрочное невмешательство государства…позволило сформировать основу имеющейся сегодня ИТ-отрасли: разработка программного обеспечения и ИТ-услуги». По свидетельству разработчиков документа, эта отрасль не является высоко привлекательной для инвесторов, так как имеет высокую степень офшоризации. Кроме того, основной частью расходов здесь является фонд оплаты труда, средства производства не привязаны к конкретной территории, более 90% интеллектуальной собственности регистрируется вне России. Перечисленные реалии дополняются очень важным, на наш взгляд, парадоксом: созданные на средства федерального бюджета институты развития отвечают только за создание условий для разработки новых технологий, но не за создание этих технологий. При этом проблема усугубляется отсутствием нормативной базы и практически организованной деятельности.

Все это позволяет сделать вывод, что необходимым условием решения проблемы импортозамещения, в том числе, на рынке ПО, является разработка нормативной базы, включающей критерии выбора российской компании — разработчика ПО, требования к программному средству (далее – Требования), условия проведения конкурса на его разработку (далее – Условия) и сопровождение ПО в течение всего жизненного цикла.

Условия должны предусматривать предоставление Разработчиком в конкурсной документации всех данных, необходимых для оценки качества разработки предлагаемой продукции и её соответствия Требованиям, а также для оценки возможности Разработчика разработать определенное ПО в соответствии с Требованиями и сопровождать его. При выборе Разработчика ПО в Условиях обязательно должны быть отражены данные, характеризующие опыт Разработчика, количество типов программных средств, выпущенных серийно, отраслевая принадлежность предприятий-заказчиков (далее – Заказчик). Решать задачу разработки отечественного ПО необходимо под конкретных Заказчиков (государственные корпорации, банки), которые гарантированно перейдут на его использование в своей деятельности.

Говоря об этом, следует отметить отсутствие единой нормативной базы. В настоящее время разработка ПО ведется практически в каждой отрасли, в каждом федеральном органе исполнительной власти по собственным правилам и требованиям. Вместе с тем необходима единая нормативная база, определяющая процедуру формирования технического облика государственных информационных систем (далее – ГИС). Эта процедура должна быть регламентирована и едина для всех –на уровне государственного стандарта или регламента. Если есть нормативы, по которым все работают, тогда можно говорить об оценке эффективности того или иного решения. Например, если говорить про выбор аппаратных и программных средств, то сейчас требования к функционалу предъявляются по максимуму. А вот насколько соответствуют эти максимальные требования решаемым задачам – это один из основных критериев эффективности.

Также должны быть единые нормативы, определяющие процессы проектирования, производства, испытаний, сертификации и сопровождения ГИС. Основная проблема здесь — полное игнорирование отечественной нормативной документацией практики аутсорсинга, широко используемой при создании ГИС. Поставщик ГИС может привлекать аутсорсера на любом из этапов создания ГИС: и проектирования, и разработки, и производства. Существенно, что на всех этапах, выполняемых аутсорсерами, технология их реализации находится вне зоны контроля поставщика. Это касается и аппаратуры, и ПО.

Особое внимание следует обратить на комплекс суперкомпьютеров, на  поставку систем для атомных лабораторий. Здесь необходимо оценить все техническое задание, а также требования к поставщикам, в частности, что они должны предъявить в конкурсной документации. Например, такие аспекты как модернизация систем на половине жизненного цикла. Поставщики должны сразу представить эти данные на конкурс, то есть до того, как выделили деньги.

Еще один важный нюанс. Это – безопасность. Правило здесь одно: покупное — не безопасно. Рассматривая, например, один из официальных документов Intel, мы видим: «Intel снимает с себя всякую ответственность, которая может возникнуть при ненадлежащем функционировании продуктов корпорации в системах с критической миссией. Корпорация Intel официально заявляет, что продукты, описанные в документации, могут содержать дефекты или ошибки, которые могут вызвать отклонения реального поведения продуктов от поведения, описанного в опубликованных спецификациях». Это не декларированные возможности, это уязвимости и т.д. Поэтому надо научиться жить в небезопасных условиях. Это, конечно,  требует жесткой нормативной базы, жесткой технологии использования того, чем мы располагаем.

Вопросы импортозамещения ПО в Российской Федерации были рассмотрены в Научно-исследовательском институте системного анализа Счётной палаты Российской Федерации (далее – НИИ СП)  в рамках расширенного заседания экспертного совета «Оценка эффективности бюджетных расходов на создание государственных информационных систем». В нем приняли участие представители Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Российской Федерации, Минкомсвязи, Минпромторга России, IBM Science & Technology Center.

Участники экспертного совета акцентировали внимание на том, что вопрос импортозамещения ПО является одной из составляющих оценки эффективности ГИС в целом. Так, Директор НИИ СП В.И.Щедров в своём выступлении отметил, что Счетная палата Российской Федерации уделяет большое внимание проверке эффективности расходования бюджетных средств на создание ГИС. В частности, проведены контрольные мероприятия по вопросам выполнения государственной программы «Информационное общество», оценки эффективности бюджетных расходов на создание системы «112».

В резолюции, принятой по итогам экспертного совета в НИИ СП, говорится о необходимости создания межведомственной координационной группы при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества для проработки вопросов, связанных с созданием отечественного программного обеспечения [5].

Литература:

  1. О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (с изменениями на 16 июля 2015 года). Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 года №98-р.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации (проект) «Об установлении ограничения допуска программных средств и информационных продуктов вычислительной техники, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и дополнительного требования к участникам закупок услуг, связанных с использованием программных средств и информационных продуктов вычислительной техники», режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420264195 (на 03.03.2016).
  3. Там же.
  4. Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. №2036-р.
  5. Оценка эффективности бюджетных расходов на создание государственных информационных систем: Материалы расширенного заседания Экспертного совета НИИ СП. 1 октября 2015 года /Под ред. В.И. Щедрова. – М.:НИИ СП, 2015. – 89 с.

 

 Авторы статьи: В.Б.Бетелин, Е.С.Кутукова