VI Парламентский форум «Историко-культурное наследие России»

Версия для печати

23 июня 2016 года во Владимире состоялся VI Парламентский форум «Историко-культурное наследие России», организованный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и администрацией Владимирской области. Тема парламентского форума — «Hаследие, ценности, традиции: взгляд в будущее».

Отличие парламентского форума от других российских культурных мероприятий состоит в том, что на этой площадке отрабатываются инициативы и предложения, которые впоследствии находят своё воплощение в российском законодательстве.

На форуме было организовано три секции: наследие, ценности и традиции.

В работе секции «Наследие» приняла участие Исполняющая обязанности директора Научно-исследовательского института Счетной палаты Российской Федерации Е.С. Кутукова. Текст её выступления был посвящен сохранению и приумножению материального культурного наследия народов России, существующим в этой сфере проблемам и путям решения.

В настоящее время готовится резолюция форума. По мнению организаторов форума, предложения Е.С. Кутуковой вошли в текст данной резолюции. В частности, Елена Сергеевна предложила:

  • разработать систему налоговых льгот для бизнеса, принимающего активное участие в восстановлении объектов наследия.
  • разработать федеральный закон о доверительном управлении имуществом с обязательным учетом особенностей имущества, относящегося к историко-культурному наследию;
  • расширить федеральную целевую программу «Культура России (2012–2018 годы)» подразделом «Сохранение исторических поселений»;
  • разработать дополнения в законодательные акты, устанавливающие ответственность за причинение ущерба памятникам федерального значения.

После расшифровки стенограммы и подготовки ее к печати резолюция форума будет опубликована в средствах массовой информации.

Полная версия выступления Е.С. Кутуковой

Уважаемые коллеги!

Сохранение культурного наследия Российской Федерации представляет собой одно из необходимых условий устойчивого развития государства, обеспечение его целостности, разнообразия культурного пространства и национальной безопасности народов России.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры являются:

— сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности;

— сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны;

— повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве.

— усиление государственного контроля за состоянием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), повышение ответственности за нарушение требований их сохранения, использования и государственной охраны;

В 2014 году Счетная палата Российской Федерации провела анализ государственных программ, в ходе которых было изучено их соответствие показателям и мероприятиям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Комплексный анализ госпрограмм выявил ряд проблем:

— в некоторых из них недостаточно согласованы цели и задачи госпрограмм;

— показатели программ не увязаны ни с одним из мероприятий;

— отдельные программы не решают стратегических задач, вследствие того, что носят аналитический характер и не обеспечены финансовыми ресурсами.

В рамках соглашения между НИИ СП и Правительством Архангельской области наш Институт провел анализ реализации госпрограммы «Культура России» на территории региона. В ходе данной работы в 2015 году был проведен анализ культурного наследия Архангельской области, который выявил следующее:

необходимость законодательного закрепления функции общественного надзора за проведением реставрации на памятниках федерального значения (контролирующие ход реставрационных работ комиссии (институт смотрителей) на уровне муниципалитетов в местах, где расположены памятники);

— необходимость расширения раздела федеральной целевой программы «Культура России» в части сохранения объектов деревянного зодчества, являющихся памятниками федерального значения;

— проблему финансирования реставрации, а также контроля хода реставрационных работ на памятниках федерального значения, переданных Российской Православной Церкви.

Для понимания размеров угрозы потери культурного наследия можно привести статистику состояния памятников, расположенных на территории Каргопольского района Архангельской области. Так, среди списка объектов недвижимости культового назначения, отнесенных в законном порядке к памятникам истории и культуры на территории Архангельской области, из имеющихся 74 объектов в неудовлетворительном состоянии находятся 21, в аварийном – 18, утрачено – 9, руинирован – 1, не обследовано – 11.

Почему именно Архангельская область? Наибольшая концентрация памятников истории и культуры, архитектурных и градостроительных шедевров сосредоточена в Архангельской области. По имеющимся данным, к 2016 г. здесь сохранилось 225 из 410 деревянных церквей, находящихся на территории Русского Севера, а также около 155 из 330 деревянных часовен. Между тем в федеральной целевой программе «Культура России (2012–2018 годы)» в Перечне объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, в рамках федеральных адресных инвестиционных программ на 2012–2018 Архангельская область представлена практически только Соловецким государственным историко-архитектурным и природным музеем-заповедником.

Утраты памятников культуры невосстановимы в силу их индивидуальности, взаимосвязью с определенной эпохой, определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно. «Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с прогрессирующей скоростью. Сохранение памятников культуры необходимо для «нравственной оседлости» людей.

Что делать? Вопрос сохранения каждого из памятников требует индивидуального подхода. Если это объект, находящийся на территории жилого села, деревни, то нужно с людьми работать, чтобы жители следили за сохранностью памятника, потому что бюджетных денег на сегодняшний день нет на восстановление и сохранение объектов всех объектов культурного наследия.

В качестве еще одного примера сохранения культурного наследия можно привести создание жителями села Ошевенское Каргопольского района Архангельской области народного музея под открытым небом «Ошевенская волость». На территории села в руинированном состоянии пребывают почти все сооружения ныне действующего Александро-Ошевенского мужского монастыря, значение которого для Каргополья, по словам дореволюционного историка, может быть сопоставлено со значением Троице-Сергиевой Лавры для Центральной Руси. В комплекс каменных зданий входят собор Успения Богородицы (1707 г., ныне в руинах), надвратная церковь свт. Николая Чудотворца (1834 г.) монастырские корпуса, остатки ограды – это памятники середины XVIII–XIX вв., состоящие на федеральном учете. Документы на ветшающую деревянную шатровую Богоявленскую церковь с сохранившимися в алтаре и в основном объеме расписанными северными небесами (XVII в., 1787 г.– начало XX в., памятник федерального значения) с отдельно стоящей колокольней в селе Погост напротив монастыря общественность трижды безрезультатно подавала в Федеральную программу «Культура России 2012 – 2018гг.», а жителями села Ошевенское написано в 2012 году обращение Президенту Российской Федерации с просьбой о помощи в деле сохранения культурных памятников на территории села.

Итог – самосознание жителей позволило им организоваться в целях создания музея, который не имеет официального статуса и будет действовать в рамках НКО.

В качестве вывода необходимо отметить, что национальное наследие в нашей стране находится у опасной черты безвозвратной утраты многих объектов, представляющих исключительную ценность, а состояние находящихся на государственной охране памятников истории, культуры и природы по оценкам ученых, почти на 80% характеризуется как неудовлетворительное и нуждается в принятии срочных мер по спасению от повреждения, разрушения и уничтожения. Можно констатировать, что задача содержания, реставрации, консервирования большого количества объектов весьма обременительна и не осознается в качестве насущной властями всех уровней. Кроме того в сегодняшних экономических условиях превышает возможности федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, и в нынешних условиях для решения проблемы сохранения национального достояния России необходимо искать новые пути и ресурсы.

Поэтому в условиях современной России проблему финансирования работ по сохранению наследия наряду с государством и частными собственниками могло бы взять на себя и общество: малый, средний и крупный бизнес, инвесторы, меценаты, просто граждане, заинтересованные в сохранении прошлого и думающие о будущем своей страны. Мировая практика показывает, что в этом секторе могут быть привлечены немалые финансовые ресурсы для благотворительных целей.

Так, необходимо рассмотреть реализацию механизма государственно-частного партнерства в области сохранения историко-культурного и природного наследия с участием представителей неправительственных организаций из сферы культуры.

Мы полагаем, что следует:

  •  разработать систему налоговых льгот для бизнеса, принимающего активное участие в восстановлении объектов наследия.
  • ​ разработать федеральный закон о доверительном управлении имуществом с обязательным учетом особенностей имущества, относящегося к историко-культурному наследию;
  •  расширить федеральную целевую программу «Культура России (2012–2018 годы)» подразделом «Сохранение исторических поселений»;
  • ​ разработать дополнения в законодательные акты, устанавливающие ответственность за причинение ущерба памятникам федерального значения.