Оценка государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»

Версия для печати

В современной России, несмотря на значительный прогресс в развитии промышленности, накопилось достаточное количество и проблем. Как отмечают многие исследователи, в стране отсутствует внятная промышленная политика с определением приоритетных отраслей и направлений развития, не сформирован обеспеченный спрос на многие виды продукции. Российская промышленность, которая требует скорейшей модернизации производственной базы и обладающей потенциалом во многом четвертого технологического уклада, что не удовлетворяет критериям конкурентоспособности на внешних рынках, нуждается в серьезных мерах поддержки со стороны государства. Понимая это, Правительством России в 2010 г. была разработана Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Государственная программа (ГП) – это система не только мероприятий, но и инструментов государственной политики, которая в отличие от ФЦП, направленной на эффективное решение системных проблем, ставит своей целью достижение приоритетов и целей государственной политики.

В рамках ГП предложено 17 индикаторов, выраженных в процентах. В большинстве индикаторы характеризуют три направления: 6 индикаторов (35,29 %) характеризуют индексы и динамика производства и по 3 индикатора (17,65 %) описывающие производительность труда и инвестиционную активность.

Проанализируем выделение и распределение ресурсов по Госпрограмме. Как видно из диаграммы (рис. 1), налицо значительное снижение финансирования в целом по Госпрограмме. Распределение выделенных объемов ресурсов носит неравномерный характер ввиду большого количества подпрограмм (17). Наибольший объем ресурсов выделяется на Подпрограмму 1 Автомобильная промышленность.

1

Рис. 1. Распределение бюджетных ассигнований ГП

Проанализируем эффективность использования выделенных объемов ресурсов.

Как видно из диаграммы (рис. 2), снижение объемов финансирования в целом по Госпрограмме приводит к резкому снижению показателей индикаторов (Индикатор 1), также 2 из трех индикаторов показывают разнонаправленное движение, но в 2016 г. оказываются на том же уровне, что и в 2014 г.

2

Рис. 2. Динамика денежных средств ГП и ее индикаторов

Анализируя подпрограмму 1 можно сделать вывод, что индикаторы никак не отражают выделение ресурсов, т.к. имеет место снижение финансирования в 2016 г., однако оба индикатора демонстрируют положительную динамику (рис.3).

3

Рис. 3. Динамика денежных средств подпрограммы и ее индикаторов

Несмотря на то, что финансирование Подпрограммы 2 не предусмотрено, все значения индикаторов растут из года в год, причем индикатор 2 показывает рост в 15%, что при отсутствии финансирования – это выглядит по меньшей мере странно (рис. 4).

4

Рис. 4. Динамика денежных средств подпрограммы 2 и ее индикаторов

По подпрограмме 3 финансирование также не предусмотрено, но, тем не менее, значения индикаторов растут, а индикатор 2 показывает рост в 10% при полном отсутствии затрат на него со стороны Государства (рис. 5).

6

Рис. 5. Динамика денежных средств подпрограммы 3 и ее индикаторов

По подпрограмме 4 картина ещё хуже, т.к. финансирование в 2016 г отсутствует и индикаторы, которые начали расти в 2014 г. на фоне достаточных объемов финансирования к 2016 г. демонстрируют значительное падение, на фоне отсутствия финансирования (рис. 6).

7

Рис. 6. Динамика денежных средств подпрограммы 4  и ее индикаторов

По подпрограмме 6 в 2014 и 2015 гг. выделяются ресурсы, однако в 2016 г. по непонятным причинам финансирование не выделяется, но оба индикатора демонстрируют рост. Следует предположить, что в дальнейшем можно прогнозировать существенное снижение индикаторов ввиду отсутствия финансирования (рис. 7).

8

Рис. 7. Динамика денежных средств подпрограммы и ее индикаторов

Индикаторы седьмой подпрограммы демонстрируют разнонаправленную динамику и никаким образом не характеризуют эффективность использования выделенных средств (рис. 8).

9

Рис. 8. Динамика денежных средств подпрограммы 7 и ее индикаторов

Для подпрограммы 8 не предусмотрено финансирование, но значения индикаторов растут от года к году (рис. 9).

10

Рис. 9. Динамика денежных средств подпрограммы и ее индикаторов

Для подпрограммы 9 не предусмотрено финансирование, индикаторы рассчитаны и их значения увеличиваются от года к году, Индикатор 2 демонстрирует существенный рост в 10% при полном отсутствии финансирования (рис. 10).

11

Рис. 10. Динамика денежных средств подпрограммы и ее индикаторов

Еще одна подпрограмма, по которой не предусмотрено финансирование – номер 10, как и для двух предыдущих, для нее индикаторы рассчитаны и показывают разнонаправленную динамику от года к году, но в целом имеют повышательный тренд (рис. 11).

12

Рис. 11. Динамика денежных средств подпрограммы и ее индикаторов

По подпрограмме 11 финансирование предусмотрено только на первые два года, однако это никак не сказывается на индикаторах, которые остаются неизменными на протяжении всего анализируемого периода. Что позволяет сделать вывод об отсутствии связи между объемами бюджетных средств выделяемых на подпрограмму и динамикой индикаторов данной подпрограммы (рис. 12).

13

Рис. 12. Динамика денежных средств подпрограммы и ее индикаторов

Диаграмма наглядно демонстрирует, как снижение финансирования, так и снижение показателей двух из трех индикаторов программы 12, что неудивительно и вполне демонстрирует корреляцию между выделенным объемом ресурсов и индикаторами по подпрограмме (рис. 13).

14

Рис. 13. Динамика денежных средств подпрограммы и ее индикаторов

Для подпрограммы 13 не предусмотрено финансирование, индикаторы рассчитаны и все они демонстрируют положительную динамику от года к году (рис. 14).

15

Рис.14. Динамика денежных средств подпрограммы и ее индикаторов

Для подпрограмм с 14 по 16 не предусмотрено финансирование, а индикаторы находятся в процессе расчета, как и для подпрограммы 17, однако финансирование для неё предусмотрено (рис. 15):

16

Рис. 15. Динамика денежных средств подпрограммы и ее индикаторов

Дополнительное финансирование по госпрограмме не предусмотрено, влияние выделения дополнительных объемов ресурсов на индикаторы не рассчитано.

Следует отметить, что сокращение глобального спроса, одновременное срабатывание системных рисков в крупнейших экономика мира и т.д. могут оказать существенное негативное воздействие на ожидаемые результаты реализации ГП. С учетом того, что степень износа основных фондов в промышленности составляет около 60%, велика вероятность техногенных аварий и нанесения ущерба окружающей среде.

Кроме того, финансовые риски, обусловленные неудовлетворительным текущим финансовым положением значительной части промышленных компаний (низкая прибыльность или убыточность текущего производства), высокими сроками окупаемости инвестиций (от 5 до 10 лет), могут привести к недофинансированию НИОКР, что будет сдерживать разработку и внедрение технологий, выведение новых продуктов на рынок и невыполнение обязательств при осуществлении коммерческих сделок.

Еще одним специфическим риском ГП является риск неэффективности передачи прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с привлечением средств федерального бюджета, для промышленного использования во многом определяются несовершенством действующей практики закрепления прав на РНТД, выполняемой по государственному заказу.

Можно сделать выводы, что Минпромторг России в тесном взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и ведомствами в течение последних лет разрабатывает и реализует меры государственной поддержки отраслей промышленности, направленные на стимулирование предприятий в части перехода на международные стандарты работы, которые зарекомендовали себя в качестве эффективных инструментов государственной промышленной политики. Реализуемые меры и инструменты государственного воздействия во многом необходимы и предопределяют достижение цели Государственной программы.

 

Добавить комментарий